Одесский Гастелло

Сводный поисковый отряд Центра спорта и культуры ветеранов локальных войн Ассоциации «Ренессанс Одессы» по обращению полковника запаса Костина Александра Владимировича (активист Совета ветеранов Малиновского района, курирует военно-патриотическую работу в 110-й ОООШ), начал активный поиск материалов о нашем земляке, выпускнике 110-й Одесской школы герое – летчике повторившем подвиг Гастелло - Авилове Николае Николаевиче.

В результате организованных поисков по разным направлениям были найдены родственники, проживающие не далеко от школы. В результате встреч, они отыскали и предоставили фотографии  Авилова Николая снятого еще в курсантской форме для оформления стенда в школьном музее, а также поделились воспоминаниями. Параллельно проводился поиск в архивах России и Института инженеров водного транспорта, налаживались контакты с Музеями 148-го истребительного авиационного полка и  7-й Сталинградской военной авиационной школы пилотов.

В результате настойчивых поисков по крупицам была восстановлена следующая история:

АВИЛОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Родился 11 ноября 1922 года в городе Одессе. В 1929-39гг. учился и окончил одесскую среднюю школу №110.  Член ВЛКСМ с 1938 года. После школы только год проучился в Институте инженеров водного транспорта и  31 августа 1940 года был призван в ряды Красной Армии.

Окончив 7 – ю Сталинградскую военную авиационную школу пилотов, в марте 1943 года он попал в действующую армию. В начале апреля 1943 года летчик 148 – го истребительного авиационного полка сержант Н. Н. Авилов в воздушном бою над Кубанью был атакован самолетами противника, после чего, как указано в наградном листе, «развернул горящий самолет вправо на проскочившего вперед противника и таранил его» («мессер»). Сам герой выпрыгнул из горящего самолета на парашюте. За свой подвиг Николай Авилов был награжден орденом Красного Знамени.

Погиб в воздушном бою 29 апреля 1943 года.

Дополнительная информация:

1. Калинин А.П. Истребители над "Голубой линией". - М.: Воениздат, 1963. - С. 87-88.
2. На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993. - С. 387.
3. СССР в Великой Отечественной войне. Краткая хроника. - М., 1970. - С. 399.
4. История СССР. - 1980. - №3. - С. 47.
5. Александр Мельников. Таран - оружие смелых

148-й истребительный Режицкий авиационный полк

Почетное наименование Режицкий присвоено 09.08.1944 г. за отличия в боях за овладение городами Даугавпилс (Двинск) и Резекне (Режица)

В действующей армии:          22.06.41 - 06.08.41
                                                         13.09.41 - 28.05.43

                                                         09.07.43 - 09.05.45

Сформирован в период 2-8 февраля 1940 г. в г. Люберцы Московской области из личного состава 16 и 34 иап 57-й аб. Полк состоял из 4 эскадрилий по 15 самолетов И-153 в каждой.

20.02.40 г. авиаполк убыл для участия в боях против Финляндии и вошел в состав 59-й авиабригады 7-й армии. Во время боевых действий в Финляндии с 27.02 по 13.03.1940 г. полк произвел 1120 боевых вылетов, в воздушных боях было сбито 3 самолета противника.

После войны с Финляндией с 18.03.40 г. базировался на аэродроме Левашово (Ленинградская обл.). Затем (до 14.06.40 г.) перебазировался на аэродром Либава, где находился до начала войны.  Входил в состав 6 сад.

К 22.06.41 г. имел на вооружении 64 самолета И-153 (в том числе 14 неисправных). Четыре эскадрильи по 15 самолетов в каждой, плюс истребители управления полка. Полком командовал опытный летчик, восемь лет посвятивший обучению молодых авиаторов страны, неоднократно возглавлявший их на воздушных парадах над Красной площадью столицы, майор Георгий Николаевич Зайцев.

22.06.41 г. аэродром полка несколько раз подвергался бомбардировке. Лишь после 10 часов поступила директива о начале боевых действий. После этого летчики полка вступили в бой и сражались мужественно и самоотверженно. Некоторые летчики провели по шесть и более воздушных боев. В этот день летчики полка одержали 2 победы (капитан Титаев и ст. политрук Кудрявцев сбили по одному He-111).

В период с 22.06 по 8.07.41 г. полк совершил 475 боевых вылетов, в воздушных боях было сбито 4 Не-111, 2 Ju-88, 1 Bf-109. Потери полка составили 3 человека летного состава, 7 человек техсостава.

С 08.08 по 09.09.41 г. проходил переформирование в 1-й ВШШ (Рязань). Полк стал двухэскадрильным, имел 20 МиГ-3 [9]. Часть летчиков и техников полка направили на пополнение 183 иап и 185 иап.

20.09.41 г. полк вошел в состав 4 раг. Действовал на Юго-Западном, Южном, Брянском фронтах, а с января 1942 г вновь на Юго-Западном фронте.

К июню 1942 г. полк перевооружен истребителями Як-1. С июня 1942 по март 1943 г. действовал на Сталинградском фронте. Действовал в составе 269 иад, а с сентября 1942 г. в составе 289 шад.

В марте 1943 г. переведен на Южный фронт, а уже в апреле на Северо-Кавказский фронт. В этот период действовал в составе 287 иад.

В мае 1943 г. выведен вместе с 287 иад в Резерв Ставки ГК. Получил новую матчасть - самолеты Як-9 и с 09.07.43 г. прибыл на Брянский фронт в составе той же 287 иад.

27.07.43 г. 287 иад была развернута в авиакорпус: 11 сак. Полк продолжил боевые действия в его составе на Брянском, а с ноября 1943 г. на 2-м Прибалтийском фронте.

09.08.44 г. за отличия в боях за овладение городами Даугавпилс (Двинск) и Резекне (Режица) полку присвоено почетное наименование Режицкого.

С 28.09.44 г. входил в состав 185 иад. Действовал на 2-м Прибалтийском фронте. В самом конце войны, в апреле 1945 г. переведен на Ленинградский фронт.

Командиры полка

 

Отличившиеся воины полка

 

Награда

Ф.И.О.

Должность

Звание

Дата награждения

Примечания

Авилов, Николай Николаевич

лётчик

сержант

 ?

посмертно, в апреле 1943 совершил таран, выжил, погиб 29.04.1943

Бузинов, Вадим Николаевич

штурман эскадрильи

капитан

18.08.1945

160 боевых вылетов, 22 воздушных боя, лично сбил 15 самолётов и аэростат.-

Рыбин, Иван Петрович

штурман полка

майор

24.08.1943

посмертно, 24.04.1943 совершил таран

Телешевский, Михаил Захарович

Помощник командира эскадрильи

капитан

посмертно, погиб в 1943

-

 

Источники информации:

1. Синичкиянц А.М. Отечества крылатые сыны. - М.: "Мозаика", 2002.
2. Авиация второй мировой войны.
3. РККА.
4. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

5. Восточный фронт.
6. Данные Михаила Быкова.
7. Чечельницкий Г.А. Летчики на войне. - М.: Воениздат, 1974.
8. Боевой состав ВВС. —
ilpilot.narod.ru
9. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истребитель МиГ-3. - М.: "Русское авиационное общество" (РУСАВИА), 2003.
10. Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. - М.: Издатель А.С.Акчурин, 2003. - Том 1. Суровая школа.
11. Данные Михаила Некрасова и Дениса Музыкантова.

Воздушный таран

Помни войну! Пусть далёка она и туманна,
Годы идут, командиры уходят в запас, -
Помни войну! Это, право же, вовсе не странно -
Помнить всё то, что когда-то касалось всех нас.

                                                                        Юрий Визбор

 

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова так даёт определение слову подвиг - героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях.

 Эталоном ратного подвига по праву стал воздушный таран, когда лётчик, ставя на карту собственную жизнь, обрушивает во имя победы удар своей машины на самолёт врага.

Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, наставлениями или инструкциями. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу. Ими двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам, чувство долга и личной ответственности за судьбу страны. Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А.Новиков, бывший главкомом ВВС в 1942-1946 годах, так говорил: "Воздушный таран - это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе - это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл и не мог учесть враг."

Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов (точное количество неизвестно, так как исследования продолжаются и постепенно становятся известными всё новые случаи). Более 2/3 из них приходится на 1941-1942 годы - самый тяжёлый период войны. В то время в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолётам ближе, чем на 100 м во избежание тарана.

Советские лётчики применяли таран на всех типах самолётов: истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках. Тараны совершались в групповых и одиночных боях, днём и ночью, в чистом небе и в облаках, на малых и больших высотах, над своей и территорией и над территорией противника.

Есть довольно распространённое мнение, что таран - это некий фатальный акт самопожертвования.

Но вот что писал Алексей Толстой в одном из своих фронтовых очерков, который так и назывался - "Таран": "Советский лётчик никогда не уклоняется от боя, и чем ближе к нему опасность, тем злее его сердце, тем расчётливее его движения, тем стремительнее его рефлексы... Советские лётчики создали новую форму атаки, фашисты не осмеливаются её применять. Я говорю о таранении в воздухе врага, при условии сохранения не только своей жизни, но и в некоторых случаях своей машины."

Действительно, как показывает статистика, при совершении тарана погибло примерно 37% лётчиков. Остальные не только оставались живы, но и многие продолжали вести бой и совершали посадку на своём самолёте. Есть случаи, когда лётчики совершали по два тарана в одном бою. Несколько десятков человек совершили так называемые "двойные" тараны, когда с первого раза самолёт противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом. Известен даже случай, когда лётчику-истребителю О. Кильговатову, чтобы уничтожить врага, пришлось нанести четыре таранных удара. 35 лётчиков совершили по два тарана, Н.В.Терёхин и А.С. Хлобыстов - по три, Б.И. Ковзан - четыре.

Среди советских лётчиков, совершивших тараны, были представители различных национальностей: русские, украинцы, белорусы, грузины, евреи, армяне, азербайджанцы, молдаване, поляки, татары, чуваши. Совешали тараны граждане других государств: англичане, китайцы, испанцы, французы, болгары, греки, поляки, югославы, немцы, итальянцы, японцы. В СССР, Германии и США даже разрабатывали проекты специальных самолётов для нанесения таранных ударов (ракетоплан Л.Головина, Ba.349, Нортроп XP-79), но на практике они реализованы не были (была построена небольшая серия Ba.349A, но в бою они не применялись).

Отдельно надо сказать о японских камикадзе. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что не все японские лётчики, совершавшие тараны, были камикадзе. По своему статусу камикадзе были обязаны совершать тараны, причём цель выбирало командование, а им оставалось лишь безропотно выполнить роль смертника. В конце войны в ПВО Токио существовал даже специальный полк (244-й сентай), лётчики которого должны были тараном сбивать американские бомбардировщики.

 

Мало кто знает, что ещё раньше японцев нечто подобное организовали у себя немцы. В 1944 году в ПВО рейха появились специальные группы охотников ("рамяггер"), комплектовавшиеся добровольцами и штрафниками. Штрафники подписывали обязательство в каждом бою сбивать по бомбардировщику противника. Если боеприпасов не хватало, то они обязаны были идти на таран. Невыполнение обязательства рассматривалось как "трусость перед лицом врага".

В начале 1945 года оберст Х.-И.Херрман выдвинул идею массовых таранных атак против бомбардировщиков союзников. При этом предполагалось использовать до 2000 облегчённых Bf.109G-10 и K-1. По его инициативе была организована специальная школа для подготовки пилотов-камикадзе - учебные курсы "Эльба". Случай осуществить на практике идею Херрмана представился днём 7 апреля 1945 года в районе Магдебурга. Правда, из-за различных проблем организационного и экономического характера в атаке приняли участие только 120 "мессершмиттов". Всего в этот день было нанесено 23 таранных удара. При этом 8 американских бомбардировщиков было сбито. Остальным, несмотря на значительные повреждения, удалось дотянуть (см. фото) до своих аэродромов либо совершить вынужденную посадку на своей территории.

Источник: http://aeroram.narod.ru/win/intro.htm